Основные черты раннего творчества М. Горького. Раннее романтическое творчество М. Горького Художественные особенности раннего творчества горького

М. Горький сформировался как человек и как писатель в конце 19 века, одновременно с началом нового периода освободительного движения в России, что наложило определенный отпечаток на все творчество писателя, особенно на его ранние произведения – «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Песня о Соколе» и другие.

Главное, что характеризует раннее творчество Горького, - это огромный, искренний жгучий интерес к человеку, горячий отклик на человеческие страдания и неповторимый, мелодичный горьковский литературный язык. И в то же время писатель говорит не только о страданиях человека, он верит в его созидательные силы, стремиться отыскать для каждого путь к счастью и свободе. Именно верой в силы России, силы русского народа, духом патриотизма романтические произведения Горького очень близки к романтической лирике А.С Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.

В ранний период творчества А.М. Горький на страницах своих произведений знакомил читателя с людьми скитающимися по просторам Руси. Они либо поверяли писателю историю своей жизни, либо рассказывали легенды, хранящиеся в народной памяти. Поиск смысла жизни, свободы, правды – вот краеугольные камни ранних произведений автора.

Центральным звеном романтических произведений Горького становиться образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу. «В жизни всегда есть место подвигам», - говорит герой раннего произведения писателя старуха Изергиль. Основной смысл одноименного рассказа автора заключен в старинном афоризме, который Горький любил повторять: «Если я – не за себя, то кто же за меня? Но если я – только за себя, зачем я?..».

Главная героиня рассказа, старух Изергиль, очень эмоционально и красочно рассказывает читателю две легенды, в которых противопоставляются два образа – образ Данко и образ Ларры. Оба они – сильные духом люди, но у Ларры вся его сила – только для него, е него нет высокой цели, ради которой стоило бы жить. И конец его жизни бесславен и жалок. Этому эгоизму писатель противопоставляет прекрасную и чистую идею о человеке, который все свои силы отдает служению высокой и благородной цели и прежде всего – служению народу. Таким человеком становиться Данко. Чтобы вывести свой народ к счастью, Данко жертвует собой. Своим пылающим, как солнце, сердцем Данко осветил весь лес, указал соплеменникам дорогу к счастливой и свободной жизни

На протяжении всего рассказа мы наблюдаем за жизнью старухи Изергиль. Судьба старухи наглядно подтверждает, что в жизни человека всегда есть место борьбе двух начал: добра и зла, подлости и благородства, высокомерия и человеколюбия, Ларры и Данко. В душе Изергиль много той силы, которая вела к подвигу Данко. Но жизнь не давала ей славной цели, и она растратила свои силы только для себя, как Лара, - зачем он, в чем состоял смысл его жизни?


Идею подвига, возвышающего и облагораживающего, Горький положил в основу своей знаменитой «Песни о Соколе». Призыв к абсолютной свободе и есть призыв к подвигам во имя будущего счастья человечества. И этот призыв как нельзя громче в этом произведении писателя, воспевающим образ Сокола, рвущегося к «счастью битвы», свободного и смелого, и осуждающем трусливого и жалкого Ужа.

Уж, ни о чем не мечтая, определяет смысл своей жизни следующими словами: «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет». Совсем иное влечет Сокола. Гордый Сокол умирает, а Уж, вполне довольный своим беззаботным существованием, остается жить. В «Песне о Соколе» М. Горьким воспевает «безумство храбрых», но это не упоение боем ради боя, не безумная и бесцельная трата сил и времени. В «Песне о Соколе» автор продолжает ту же идею, что была воспета им в легенде о Данко с его горящим сердцем.

Рисуя образы героев в своих ранних произведениях, М. Горький обращался к мотивам народного творчества. Традиционный образ сокола, орла положен в основу «Песни о Соколе», образ Данко восходит к народному мифу о Прометее – дарителе огня. Автор при создании своих маленьких рассказов использует характерные только для народного творчества жанры – песню, легенду, сказку, придает ритмический характер. Все это ярко подтверждает неразрывную связь Горького с русским народом, народная мечта о герое – освободители нашла свое отражение в раннем творчестве писателя.

58. Борис Зайцев.

Биография Бориса Константиновича Зайцева

Борис Зайцев родился в 1881 году в Орле, но детство его прошло в Калуге. Там он окончил реальное училище и уехал в Петербург – учиться в Горном институте. Потом было еще поступление на юридический факультет Московского университета (не окончил).

Писать Зайцев начал в 17 лет, и скоро, в 1990 году познакомился с А.П. Чеховым, а через год вступил в переписку с В.Г. Короленко. В том же 1901-м он познакомился с Л.Н. Андреевым, который пригласил его в литературный кружок «Среда», а в 1902-м – с И.А. Буниным, на долгие годы ставшим для него другом. Литературный дебют состоялся в 1901 году с рассказом «В дороге», напечатанном в издании «Курьер».

Писатель жил в Москве, часто наведываясь в Петербург. Вел активную литературную и общественную жизнь: состоял в Литературно-художественном кружке, участвовал в издании журнала «Зори» (выходил несколько месяцев в 1906 году), был действительным членом Общества любителей российской словесности и членом Общества деятельности периодической печати и литературы.

В августе 1917 года в связи с воспалением легких уехал на отдых в Притыкино, где жила его семья, и оставался там вплоть до 1921 года, иногда приезжая в Москву. В 1922 его избрали председателем Московского отделения Всероссийского союза писателей. Но в том же году он заболел брюшным тифом и получил разрешение выехать заграницу. К 1924 году Борис Константинович вместе с семьей обосновался в Париже, прожив до этого некоторое время в Германии и Италии.

Живя заграницей, Зайцев сотрудничал с крупнейшими эмигрантскими изданиями: «Современные записки», «Возрождение», «Русская мысль», «Новый журнал» и другие. Стоял у истоков общества «Икона» (1927, Париж). Много лет возглавлял Союз русских писателей и журналистов и принимал участие в работе над переводом на русский язык книг Нового Завета.

Скончался в 1972 году, похоронен на кладбиже Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

М. Горький вошел в литературу на грани двух исторических эпох, он как бы совместил в себе эти две эпохи. Пора нравственной смуты и разочарования, всеобщего недовольства, душевной усталости – с одной стороны, и назревания грядущих событий, еще открыто не проявившихся, – с другой, нашла в раннем Горьком своего яркого и страстного художника.

Горький в свои двадцать лет увидел мир в таком ужасающем разнообразии, что кажется невероятной его светлая вера в человека, в его душевное благородство, в его силу и возможности. Но молодому писателю было присуще стремление к идеалу, к прекрасному – тут он был достойным преемником лучших традиций русской литературы прошлого.

В рассказе «Челкаш» (1894) романтический образ бродяги и вора, порвавшего со своей средой (отец его был одним из богатейших людей на селе), нисколько не идеализируется писателем. Хотя в сопоставлении с духовно убогим, жадным и жалким Гаврилой Челкаш оказывается победителем. Но противопоставление идет по линии отношения к собственности, к закрепощающей ее сущности. Мечта Гаврилы оказывается мечтой, ведущей к рабству. «Власть тьмы», власть денег Челкаш отрицает. «Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он – вор, гуляка, оторванный от всего родного, – никогда не будет таким!»

Для своих рассказов Горький брал людей земных и реальных, со всеми противоречиями и недостатками.

Мерилом ценности человеческой личности он считал активность, способность действовать во имя человека. Этот мотив звучит уже в первом рассказе писателя – «Макар Чудра» (1892). Повесть об удивительной, гордой любви Лойко Зобара и Радды – это гимн свободе. «Ну, сокол, – говорит Макар, – хочешь, скажу одну быль? А ты ее запомни и, как запомнишь, – век свой будешь свободной птицей».

Романтизм Горького не чужд драматизма. Он предполагает его. Судьбы героев его первых рассказов всегда драматичны. Но это драматизм, рождающий протест против рабского положения в обществе. Макар Чудра говорит в начале рассказа автору‑рассказчику: «Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько… Что ж, – он родился затем, что ли, чтобы поковырять землю, да и умереть… Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб – как только родился, всю жизнь раб, и все тут!»

Вот что волнует художника, что становится центральной мыслью многих его рассказов раннего периода. Все было необычно в этом рассказе: и судьба героев, и их речь, и их внешность, и авторская речь. «Мне не хотелось спать. Я смотрел во тьму степи, и в воздухе перед моими глазами плавала царственно красивая и гордая фигура Радды. Она прижала руку с прядью черных волос к ране на груди, и сквозь ее смуглые, тонкие пальцы сочилась капля по капле кровь, падая на землю огненно‑красными звездочками…»

Уже здесь намечено противопоставление свободного и рабского существования, которое будет в разных вариантах присутствовать во всех раннеромантических рассказах писателя. Оно будет видоизменяться и углубляться. Уж – Сокол, Чиж – Дятел, Девушка – Смерть, Ларра – Данко.

Верой в силу человека, в силу действия, в силу любви проникнута и сказка в стихах «Девушка и Смерть» (опубликована в 1917 г.). Всепобеждающий гимн «радости любви и счастья жизни» – любви без страха и сомнения – яркое проявление той особенности горьковского таланта и его жизненной позиции, которая характеризует творческий путь писателя.

В творчестве молодого Горького с новой силой зазвучали «неразрешимые» вопросы: как жить? что делать? в чем счастье? Вопросы, вечные хотя бы потому, что ни одному поколению еще не удалось избежать их.

В сказке «О чиже, который лгал, и о дятле – любителе истины», в которой писателем рассказана «очень правдивая история» о том, как «среди певчих птиц той рощи», где пелись песни пессимистические и вороны считались «очень мудрыми птицами», вдруг зазвучали иные, «свободные, смелые песни», напоминающие гимн разуму:

Зажжем сердца огнем ума,

И воцарится всюду свет!..

… Кто честно смерть принял в бою,

Тот разве пал и побежден?

… За мной, кто смел! Да сгинет тьма!

Для писателя здесь важна мысль, что «искорку» можно заронить, можно пробудить веру и надежду. В этой сказке художник отметил пробуждение сознания лишь на какое‑то мгновение. В «Песне о Соколе» (1895) гибель гордой и смелой птицы уже утверждает победу того взгляда на жизнь, носителем которого был прекрасный Сокол. «Земной» Уж побежден тем, что не понимает, что такое полет в небо, свобода, уверен, что «там только пусто». Его «реальный» взгляд на жизнь исключает духовность существования человека на земле.

Идея самопожертвования возникает в «Песне о Соколе» естественно и становится гимном действию во имя свободы, света. «Безумство храбрых – вот мудрость жизни!» – не заключает в себе лишь утверждение самосознания, хотя и это важно для писателя. Так можно было бы думать, если бы не слова: «… и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!»

Рассказ «Старуха Изергилъ» (1894) можно назвать программным для молодого Горького. Здесь сходятся все любимые и дорогие темы и мысли молодого писателя. Здесь все принципиально важно для него.

Композиция рассказа строго подчинена идее – утверждению правоты подвига во имя жизни. Три самостоятельных эпизода объединены образами автора и старухи Изергилъ. Образ Изергиль противоречив. Он реалистичен в основе. В жизни Изергилъ, необычной и яркой, было много такого, что можно расценить неоднозначно. Добро и зло – все перемешалось здесь, как в жизни. И все же есть то, что как бы объединяет ее с Данко. «В жизни всегда есть место подвигам» – вот главная мысль, хотя события жизни старой цыганки нельзя расценивать лишь как героические, она часто действовала во имя личной свободы.

Духовная красота Данко противопоставлена убогости существования Ларры. Индивидуализм, презрение к людям, эгоцентризм Ларры, который уверен, что свобода – это независимость от людей, от обязанностей перед обществом, развенчаны художником с такой силой и энергией, что, кажется, тень Ларры, «неприкаянная и непрощенная», до сих пор скитается по миру. «… И все ищет, ходит, ходит… и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей…»

Наказание одиночеством – тема и многих современных и, думается, будущих произведений. Два разных «Я», противопоставленных с такой силой, Данко и Ларра, – это два кардинально противоположных отношения к жизни, которые живут и противоборствуют и сейчас. Именно в силу последнего интересен Данко сегодня. «Что я сделаю для людей?!» – сильнее грома крикнул Данко». Смерть Данко, факелом своего сердца освещающего путь своему уставшему и изверившемуся народу, – это его бессмертие. Этот вопрос для Данко был главным, ибо, не задав себе такого вопроса, нельзя жить осмысленно, нельзя поверить во что‑либо и сознательно действовать в жизни.

Именно поэтому и сегодня так интересно раннее творчество писателя, открыто заявившего еще в конце прошлого века о своей вере в человека, в его разум, в его творческие, преобразующие возможности.

Быкова Н. Г

Трилогия М. Горького «Детство»

В повестях автобиографической трилогии «Детство», «В людях» (1913–1916) и «Мои университеты» (1925) М. Горький изображает героя, способного к духовному саморазвитию. Процесс формирования человека был новым в литературе. В известных произведениях о детских годах С. Аксакова, Л. Н. Толстого, А. Н. Толстого основное внимание уделялось изображению внутреннего мира ребенка. Исследователи горьковского творчества считают, что социальная природа героя трилогии, общность судьбы с народом отличают это произведение от других образцов автобиографического жанра.

Детство, изображенное Горьким, далеко не прекрасный период жизни. Это не только история души ребенка, но и русская жизнь в определенную эпоху. Герой «Детства» всматривается в эту жизнь, в окружающих людей, пытается понять истоки зла и враждебности, тянется к светлому. Сам писатель много видел и испытал в детстве. Он писал: «Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе: стоит; ибо это – живучая, подлая правда, она не издохла и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной.

И есть другая, более положительная причина, побуждающая меня рисовать эти мерзости. Хотя они и противны, хотя и давят нас, до смерти расплющивая множество прекрасных душ, – русский человек все‑таки настолько еще здоров и молод душой, что преодолевает и преодолеет их».

Несмотря на то, что эти высказывания даны писателем лишь в 12‑й главе, они являются ведущей нитью повести. Не в хронологическом порядке, последовательно и спокойно движется повествование: картины, нарисованные писателем, возникают как результат наиболее сильных впечатлений, оставшихся в сознании ребенка от столкновений с действительностью. Зная особенности детской психики, Горький показывает мрачное и трагическое в противопоставлении со светлым и радостным, что производит наиболее сильное впечатление на ребенка.

Так, на смену тяжелому впечатлению от картин трагической смерти отца приходит ощущение счастья от близости с необыкновенным человеком – бабушкой; картина нечеловеческой жестокости деда во время наказания детей соседствует с описанием задушевной беседы деда с Алешей; инквизиторским развлечениям дядьев противопоставлены добрые и остроумные забавы Цыганка.

Важно увидеть «тесный, душный круг жутких впечатлений», в котором жил Алеша в семье Кашириных, как расширялись представления героя о нравах собственного мира за пределами дома деда. Огромное влияние на Алешу оказали те «прекрасные души», с которыми он встретился в доме деда и в окружающем мире и которые вселяли «надежду на возрождение… к жизни светлой, человеческой».

Особенность «Детства» состоит в том, что повествование ведется от лица рассказчика. Такой характер изложения не является новым, но сложность заключается в том, что изображаемое в повести видится и глазами ребенка, главного героя, находящегося в гуще событий, и глазами мудрого человека, расценивающего все с позиций большого жизненного опыта. Именно то обстоятельство, что рассказчик сохраняет в повести горячую непосредственность детского восприятия мира и в то же время дает глубокий социально‑психологический анализ, позволяет сделать вывод о том, что Горький пытался вызвать отвращение к «мерзостям жизни» и привить любовь к душевно щедрому, стойкому и талантливому русскому народу.

Быкова Н. Г

Роман М. Горького «Мать»

Роман рассказывает не просто о революционной борьбе, а о том, как в процессе этой борьбы перерождаются люди, как к ним приходит духовное рождение. «Душу воскресшую – не убьют!» – восклицает Ниловна в конце романа, когда ее зверски избивают полицейские и шпики, когда к ней близка смерть. «Мать» – роман о воскрешении человеческой души, казалось бы намертво раздавленной несправедливым строем жизни. Раскрыть эту тему можно было особенно широко и убедительно именно на примере такого человека, как Ниловна. Она – не только человек угнетенной массы, но еще женщина, на которой по своей темноте вымещает бесчисленные притеснения и обиды ее муж, и к тому же – мать, живущая в вечной тревоге за сына. Хотя ей только сорок лет, она уже чувствует себя старухой. В ранней редакции романа Ниловна была старше, но затем автор «омолодил» ее, желая подчеркнуть, что главное не в том, сколько она прожила лет, а в том, как она их прожила. Она почувствовала себя старухой, не испытав по‑настоящему ни детства, ни юности, не ощутив радости «узнавания» мира. Юность приходит к ней, в сущности, после сорока лет, когда перед ней впервые начинают открываться смысл мира, человека, собственной жизни, красота родной земли.

В той или иной форме такое духовное воскрешение переживают многие герои. «Человека надо обновить», – говорит Рыбин и думает о том, как добиться такого обновления. Если грязь появится сверху, ее можно смыть; а «как же изнутри очистить человека»? И вот оказывается, что та самая борьба, которая нередко ожесточает людей, одна способна очистить и обновить их души. «Железный человек» Павел Власов постепенно освобождается от излишней суровости и от боязни дать выход своим чувствам, особенно чувству любви; его друг Андрей Находка – напротив, от излишней размягченности; «воров сын» Весовщиков – от недоверия к людям, от убеждения, что все они враги друг другу; связанный с крестьянской массой Рыбин – от недоверия к интеллигенции и культуре, от взгляда на всех образованных людей как на «господ».

А все то, что происходит в душах героев, окружающих Ниловну, совершается и в ее душе, но совершается с особенным трудом, особенно мучительно. Она с малых лет приучена к тому, чтобы не доверять людям, опасаться их, скрывать от них свои мысли и чувства. Она и сына этому учит, увидев, что он вступил в спор с привычной для всех жизнью: «Только об одном прошу – не говори с людьми без страха! Опасаться надо людей – ненавидят все друг друга! Живут жадностью, живут завистью. Все рады зло сделать. Как начнешь ты их обличать да судить – возненавидят они тебя, погубят!» Сын отвечает: «Люди плохи, да. Но когда я узнал, что на свете есть правда, – люди стали лучше!»

Когда Павел говорит матери: «От страха все мы и пропадаем! А те, кто командует нами, пользуются нашим страхом и еще больше запугивают нас», – она признается: «Всю жизнь в страхе жила, – вся душа обросла страхом!» Во время первого обыска у Павла она испытывает это чувство со всей остротой. Во время второго обыска «ей не было так страшно… она чувствовала больше ненависти к этим серым ночным гостям со шпорами на ногах, и ненависть поглощала тревогу». Но на этот раз Павла забрали в тюрьму, и мать, «закрыв глаза, выла долго и однотонно», как прежде выл от звериной тоски ее муж. Еще много раз после этого охватывал Ниловну страх, но его все больше заглушали ненависть к врагам и сознание высоких целей борьбы.

«Теперь я ничего не боюсь», – говорит Ниловна после суда над Павлом и его товарищами, но страх в ней еще не совсем убит. На вокзале, когда она замечает, что узнана шпиком, ее снова «настойчиво сжимает враждебная сила… унижает ее, погружая в мертвый страх». На какое‑то мгновение в ней вспыхивает желание бросить чемодан с листовками, где напечатана речь сына на суде, и бежать. И тогда Ниловна наносит своему старому врагу – страху – последний удар: «… одним большим и резким усилием сердца, которое как бы встряхнуло ее всю, она погасила все эти хитрые, маленькие, слабые огоньки, повелительно сказав себе: «Стыдись!.. Не позорь сына‑то! Никто не боится…»

Это – целая поэма о борьбе со страхом и победе над ним, о том, как человек с воскресшей душой обретает бесстрашие.

Тема «воскрешения души» была самой важной во всем творчестве Горького. В автобиографической трилогии «Жизнь Клима Самгина» Горький показал, как борются за человека две силы, две среды, одна из которых стремится возродить его душу, а другая – опустошить ее и убить. В пьесе «На дне» и еще в ряде произведений Горький изобразил людей, брошенных на самое дно жизни и все же сохранивших надежду на возрождение, – эти произведения подводят к выводу о неистребимости человеческого в человеке.

Леденев А. В

(1868–1936)К началу века Горький обладал знаниями во многих областях культуры, обна­руживал огромную начитанность. Мысль о том, что Горький прежде всего публицист, а не художник, была подхвачена в 1980–1990-х годах современной критикой, которая «в суете смены идей»теряла объективность оценок..Для одних он был «певцом босячества» и ницшеанцем, для других – «талантливым самородком из народа», для третьих –«буревестником революции». После публикации романа «Мать» символистская критика заявила об окончательном падении таланта Горького, «конце» его как художника. В 1930-е годы Горький - основоположник литературы социалистического реализ­ма. Первые литературные опыта Максима Горького (Алексей Максимович Пешков) относятся к 80-м годам. К этому времени относится первое знакомство Пешкова с народниками и марксистами. В печати имя писателя появляется в 1892- в тифлисской газете «Кавказ» был опубликован его рассказ «Макар Чудра». Вокруг творчества Горького разгорается борьба различных идейно-ху­дожественных течений.В 1889 г. Горький принес Короленко поэму «Песнь старого дуба ». Поэма была неудачной, слабой. После критики Короленко Горький ее уничтожил, но в его памяти сохранилась строка, в которой выразилась основная мысль поэмы: «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться». Пафосом «несогла­сия», «отрицания» будет проникнуто его творчество 90-х годов.Н ачинающий писатель призывал к активному «несогласию» с существующей действительностью. В ранний период творчества Горь­кий написал несколько произведений, в которых даже ощутимы тра­диции революционно-демократической сатиры Салтыкова-Щедрина («Разговор по душе», 1893; «Мудрая редька»; рассказы о «хозяевах жизни»). Обличая «свинцовые мерзости» жизни, художник противопоставлял им свой идеал нравственных и обществен­ных отношений людей. В представлении молодого писателя литература должна быть «бичом» и «благородным колоколом», призывающим к действию. Пафос протеста и стремление пробудить в читателе активное отношение к жизни, воздействовать на его социальную психологию выразились прежде всего в героико-романтических произведениях Горького, построенных на легендарно-фантастической сюжетной ос­нове. Отчетливо это выразилось в легендах о Данко и Ларре, входящих в рассказ «Старуха Изергиль» (1895). Легенда о Ларре направлена против лжегероики индивидуализма, которая поэтизировалась символистами, легенда о Данко противопоставляла индивидуалистической этике героику коллективизма.Вера Горького в возможность человеческого духа творить красоту мираопределила социальный и нравственный оптимизм его произведений.В раннем творчестве Горького мысль писателя о герое жизни еще не опиралась на сложившееся мировоззрение и была исполнена многих противоречий. Позже, когда он окончательно освободится от влияния народнической идеологии и станет размышлять об идеалах социализма, как близкого ему общественно-нравственного учения, он уже будет опровергать Ницше.Оригинальное осмысление традиций русской литературы обнару­живают и рассказы Горького, посвященные крестьянской теме. Русская деревня конца века в изображении Горького исполнена внутренних противоречий. Горький разрушает иллюзии народников о гармонии деревенского «мира» («Вывод», 1895; «Шабры», 1896 ). Картины деревенского быта в этих произведениях напоминают зарисовки сельской жизни в творчестве писателей-шес­тидесятников. Но пафос горьковских рассказов был иным. Горький писал прежде всего о духовном здоровье русского мужика, о его социальных и моральных исканиях, пока скрытых, но реальных твор­ческих силах. Своеобразно программным произведением этой темы явился рассказ «Кирилка» (1899). Горький говорит о пробуждении общественного сознания русского мужика, предсказывая неизбежность взрыва проти­воречий русской жизни. Герои Горького –люди не среднего до­стоинства, но натуры незаурядные, их объединяют редчайшие качества характера, необычные поступки. Горький стремится поставить своих героев в ситуации предельно заостренные, показать человека в переломные моменты его судьбы, самоопределения в сложных поворотах жизни.Пейзаж у Горького обычно имел обобщающий смысл, философское содержание. Пейзажная символика выражала авторские предчувствия социальной бури, общественного взрыва. Таковы сцена надвигающей­ся грозы в «Бывших людях» (1897), картины бури в«Песне о Буреве­стнике» (1901), грозы в«Челкаше» (1895). В рассказах «Ради них», «Колокол», «Наваждение», Горький нарисовал галерею предпри­нимателей – от мелких первонакопителей до буржуа новейшего типа. В этих рассказах впервые в творчестве писателя появляется и тема поколений: сами успехи «хозяев современного положения» толкают их к гибели: чем больше они «торжествуют», тем быстрее она наступит. Горький попытался показать русскую жизнь в ее историческом движении. («Фома Горде­ев », 1899; «Трое », 1900) и драматургии («Мещане» , 1901; «На дне», 1902; «Дачники», 1904).В романе «Фома Гордеев», печатавшемся в 1899 г. в журнале «Жизнь», была задана тема, которая в полную силу зазвучит в творче­стве Горького последующих лет,– внутреннее разложение буржуазно­го класса, историческая обреченность существующего миропорядка. «Фома Гордеев» стал первым романом писателя о судьбе поколений. Работу над романом сам Горький определил как «переход к новой форме литературного бытия». В романе перед читателем проходит вереница первонакопителей, которые стали «хозяевами жизни». Но на первый план выведены не эти люди, а буржуа новой формации, наследовавшие деньги отцов и воспринявшие новые методы обращения с капиталом. Центральный герой этого круга – Яков Маякин – «идеолог» и руководитель нового купечества, не только интересующийся судьбами пущенного в оборот алтына, но и рвущийся к власти, общественному влиянию. Он славит буржуазный прогресс, купеческое сословие, которое рассматривает как единственно животворную силу русской экономической и культурной жизни. Поэтому Маякин требует для купечества жизненного «просто­ра», доли в управлении страной. Горький писал, что Маякину он придал черты ницшеанства. Что же касается отношения самого писателя к герою, то здесь уже звучит полемика Горького с философией Ницше, которую писатель считал философией «хозяев», оправдывающей их власть над людьми.Трагедия Фомы в том, что он ничего не может противопоставить аморальной силе этого мира. Он бунтует, но бунт его обречен, это бунт слабого одиночки. В начале 1900-х годов Горький обращается к драматургии, видя в театре трибуну, с которой он мог бы непосредственно обратиться к массовому демократическому читателю. Первым произведением Горького-драматурга была пьеса «Мещане» (Сцены в доме Бессеменовых) (1901) Основной конфликт пьесы Горького– столкновение мира мещан-собственников с противостоящим ему лагерем Нила, буржуазной иде­ологии и этики с новыми взглядами на мир и человека, форми­рующимися в среде передовой демократической интеллигенции. Пьеса строится на идеологических спорах, столкновениях различных идейных платформ. На одном полюсе – Нил и Поля, к ним тянутся демократически настроенные интеллигенты, на другом – Бессеменовы (и старшего, и младшего поколения).Пьеса «Мещане» обычно сопоставляется с «Тремя сестрами». Тема мещанства и напряженного ожидания будущего – в центре обеих пьес. Но если в пьесе Чехова мещанство наступает, то в горьковской пьесе складывается другая ситуация: активно наступает на весь уклад жизни новая сила – новые люди, у которых мечта о будущем опирается уже на реальные основания в настоящем. Основной конфликт «Мещан» отчетливо выражен в идейной борьбе.Вторая пьеса Горького «На дне», написанная в течение зимы и лета 1902 г., принесла ему мировую известность. Она была откликом писателя на самые актуальные социальные, философские и нравствен­ные проблемы времени. Идеологическая злободневность сразу при­влекла к пьесе внимание русской общественности. Вокруг нее развернулась острая борьба различных идейных течений.Критики реакционно-монархического на­правления усматривали в ней революционную проповедь, подры­вающую общественные устои. Либеральная критика представляла пи­сателя проповедником христианской морали. Критики-на­родники подвергли сомнению реалистическое содержание творчества Горького, а его гуманизм расценили как гордое презрение к маленькому человеку. История борьбы вокруг пьесы подчеркивала ее идейную актуальность.Тематически пьеса завершила цикл произведений Горького о «бо­сяках». В ней нашли отражение действительно имевшие место факты и события современности. В этом смысле она явилась приговором социальному строю, который сбросил многих людей, наделенных умом, чувством, талантом, на «дно» жизни, привел их к трагической гибели. Горький утверждал, что общество, исказив­шее в человеке человеческое, существовать не может.Герои пьесы – Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ – стремятся вырваться на волю с «дна» жизни, но чувствуют собственное бессилие перед этой «тюрьмjq». У них возникает ощущение безысход­ности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, дающим хоть какую-то надежду на будущее. Когда же иллюзорность надежд становится оче­видной, эти люди гибнут. Утрата надежды вызвала смерть его души, сказал Горький о судьбе Актера. Упорно работает, страстно хочет вернуться к трудовой жизни Клещ. Носителем идеи утешающего обмана в пьесе предстает Лука. Прин­цип его отношения к человеку – идея сострадания. Всем ходом пьесы Горький показывает антигуманность пас­сивного сострадательного гуманизма.Субъективно Лука – носитель идеи такого гуманизма – честен, вызывает симпатию даже угрюмого Клеща; он хочет помочь людям, внушив им, пусть иллюзорную, надежду на будущее. Для Луки человек слаб и ничтожен перед обстоятельствами жизни, которые, по его мысли, изменить нельзя. А если так, надо примирить человека с жизнью, внушив удобную для него утешающую «истину». И таких истин оказывается столько, сколько жаждущих ее найти: истина и правда жизни становятся понятиями относительными. И оказывается, что даже в этом мире, где сострадание было бы естественным выражением гуманного отношения к человеку, утешительная ложь ведет к трагической развязке. И она наступает в четвертом акте пьесы. Иллюзии рассеялись. Гибнет Актер, мечется Настя. Ноч­лежка являет собой картину полного разрушения. Возникла так называемая «безгеройная» композиция драмы. Если в пьесе «На дне» Горький подвел итог теме «босяка» в своем творчестве, то в других пьесах обозначился новый этап в разработке темы интеллигенции.В 1904–1905 гг. Горький пишет пьесы «Дачники» (1904), «Дети солнца» (1905), «Варвары» (1905 ). Центральная проблема пьес – ин­теллигенция и народ, интеллигенция и революция.Цикл этих пьес открывался «Дачниками ». Основную тему пьесы Горький сам определил в письме к режиссеру: «Я хотел изобразить ту часть русской интеллигенции, которая вышла из демократических слоев и, достигнув известной высоты социального положения, потеряла связь с народом – родным ей по крови, забыла о его интересах и необходимости расширить жизнь для него...». В этом горьковском суждении раскрывается смысл образов Рюмина, Калерии. Эти интел­лигенты, представляясь антиподами мещан, на самом деле люди того же жизненного и идейного направления, порождение той же среды, что и Басовы, Сусловы, которые, не скрывая своего жизненного кредо, заявляют о «праве на отдых» после волнений общественного движения. Все эти люди отгородились от жизни и ее требований. Горький срывает с мещанина маску духовной утонченности, слож­ности. Здесь снова звучит мысль писателя о декадентстве как о духовной маске мещанина. Интеллигентам-ренегатам, «дачникам», Горький противопоставля­ет демократическую интеллигенцию. Это врач Марья Львовна, Влас, Соня. Монолог Марьи Львовны о назначении интеллигенции в совре­менной русской жизни, как указывал сам Горький, был «ключом» к пьесе. «Мы все должны быть иными, господа! Дети прачек, кухарок, Дети здоровых рабочих людей – мы должны быть иными! Ведь еще никогда в нашей стране не было образованных людей, связанных с массою народа родством крови... Это кровное родство должно бы питать нас горячим желанием расширить, перестроить, осветить жизнь родных нам людей, которые все дни свои только работают, задыхаясь во тьме и грязи... Они послали нас вперед себя, чтобы мы нашли для них дорогу к лучшей жизни». «Дачники» – самая «чеховская» пьеса Горького. Но конфликт пьесы приобрел у Горького характер социально-идеологический. Проблема отношений интеллигенции и народа, интеллигенции и революции стала ведущей в другой пьесе Горького этого цикла – «Дети солнца». Изображена прослойка русской интеллигенции– это люди науки и искусства, искренне пред­анные своему делу и искренне заблуждающиеся в общественных вопросах жизни. Поэтому тема интеллигенции звучит в этой пьесе в ином ключе. Центральный персонаж пьесы–Протасов, ученый, - мечтает о победе человека над смертью, он исполнен веры в человека, в возможности его творческой мысли и стоит на пороге какого-то большого научного открытия. Монолог Протасова о Человеке непос­редственно перекликается с мыслями, высказанными Горьким в поэме«Человек». Летом того же 1905 г. Горьким написана третья пьеса этого цикла – «Варвары», в которой драматург на новом материале разработал тему, намеченную еще в «Фоме Гордееве»,– тему противоречий буржуазно­го прогресса и цивилизации.Существующему социальному миропорядку, его идеологии и этике Горький противопоставил в пьесе «Враги» и романе «Мать» мир новых человеческих отношений, новых людей с новой общественной психо­логией, складывающейся в революционной борьбе.Мысль написать пьесу о рабочем движении возникла у Горького еще в начале 1900-х годов, однако замысел реализовался лишь после 1905 г. В основе сюжета–реальные револю­ционные события в России 1900-х годов. Это сюжет нового типа, он определяется столкновением классов, политических направлений.«Враги» – первое в русской драматургии произведение, в котором показано открытое политическое столкновение социальных лагерей, политических взглядов, нравственных концепций. Пьеса как бы поды­тожила творческие искания Горького-драматурга и обозначила новый этап в развитии его драматургического стиля. Ранее в драмах Горького конфликты выражались прежде всего в столкновении идеологических взглядов и философских концепций. Это определяло и тип их сюжет­ного движения. Идеологические и этические идеалы героев сталкива­лись с действительностью и проверялись ею. Во «Врагах» основа всех конфликтов–развернувшаяся политическая борьба. Социально-по­литическими обстоятельствами проверяется все: и политические, и этические взгляды, и отношение человека к искусству.

Известный русский философ XX века Н.А. Бердяев так отзывался о начале творческого пути М. Горького: «Горький выступил в литературе со своим освежающим словом и в первых рассказах своих был силен, оригинален и талантлив. Нужно было миру рассказать о босяках и их бунте. Эта новая сила босячества действовала ослепительно на современное общество и имела успех в самых буржуазных кругах... Все признали, что босяки Горького - сила бунтарская и революционная» («Революция и культура»).
Раннее творчество Горького (девяностые годы XIX века) представляют два потока, творческое и реалистическое начала, сливающиеся в единое художественное целое. Писатель стремится уйти от серой, будничной жизни в мечту и сказку. Он был уверен, что «настало время нужды в героическом: все хотят возбуждающего, яркого такого..., чтобы не было похоже на жизнь, а было выше ее, лучше, красивее. Обязательно нужно, чтобы теперешняя литература немножко начала прикрашивать жизнь, и, как только она это начнет, - жизнь прикрасится, то есть люди заживут быстрее, ярче» (Из письма к Чехову, 1900 год).
Такая установка приводит к созданию целого цикла романтических произведений: «Макар Чудра», «Девушка и смерть», «О маленькой фее и молодом чабане», «Хан и его сын», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе».
Важнейшей чертой романтического творчества Горького исследователь В.В. Михайловский считал образ «прекрасного мира», чьими представителями являются исключительно цельные, яркие, сильные, смелые натуры, очерченные резко, без полутонов: Лойко Зобар, Рад- да, старый хан, Данко, Сокол... Писатель откровенно любуется ими, неслучайно подчеркнута их внешняя красота. Вот, к примеру, как представляется молодой цыган Лойко Зобар: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка - целое солнце, ей-богу! Точно его ковали из одного куска железа вместе с конем. Стоит весь, как в крови, в огне костра и сверкает зубами, смеясь! Будь я проклят, коли я его не любил уже, как себя, раньше, чем он мне слово сказал или просто заметил, что и я тоже живу на белом свете».
А вот описание цыганки Радды: «Ты Нонку мою знаешь? Царица-девка! Ну, а Радду с ней равнять нельзя - много чести Нонке! О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает» («Макар Чудра»),
А вот общий портрет молдаван, молодых сборщиков винограда: «Они шли, пели и смеялись; мужчины - бронзовые, с пышными, черными усами и густыми кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шароварах; женщины - веселые, гибкие, с темно-синими глазами, тоже бронзовые. Их волосы, шелковые и черные, были распущены, ветер, теплый и легкий, играя ими, звякал монетами, вплетенными в них. Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он словно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их все прекраснее» («Старуха Изергиль»).
Главное в героях ранних романтических произведений Горького - активное отношение к жизни, способность бороться за свои нравственные идеалы и отстаивать их даже ценою своей жизни. И дело даже не в смерти героя, хотя мотив смерти в таких ситуациях устойчив (погибают Радда и Зобар, погибает Данко, погибает Сокол), а в идеях, которые они защищают. Лойко Зобар не может уронить честь и унизиться даже перед горячо любимой девушкой; умирая, Сокол мечтает лишь о том, чтобы еще раз подняться в свободное пространство неба и сразиться с врагом напоследок; ценой своей жизни Данко, вырвав из груди пылающее сердце и освещая им путь, выводит людей из гиблого леса. Но память о них не умирает. Прекрасная история любви Зобара и Радды живет в рассказах Макара Чудры; о гибели гордого Сокола слагает торжественную песнь море и, рокоча и ударяя волнами о прибрежные скалы, исполняет его; искры от пылающего, любовью к людям сердца Данко все еще появляются в степи перед грозой...
Истоки романтического искусства писатель находит в интернациональном фольклоре народов Поволжья, Крыма, Кавказа, цыган, молдаван...
Природа является обязательной частью «прекрасного мира». Природа выступает как бы действующим лицом в ряде рассказов: «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе»... И сам рассказ обычно звучит на просторе, сливаясь со свободой стихией моря, степи, ветра, неба.
Вот, например, как открывается рассказ «Макар Чудра»: «С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, желтые листья и бросали их в костер, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева - безграничную степень, справа - бесконечное море и прямо против меня - фигуру Макара Чудры, старого цыгана...»
А легенда о Данко завершается таким описанием: «И вот лес расступился перед ними, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза была там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река... Был вечер, и от лучей заката река казалось красной, как та кровь, что била горячей струей из разорванной груди Данко...»
И подобных примеров можно приводить множество.
А.В. Луначарский заметил, что никто до Горького не создал такого фона, он «почти не может йодойти к человеку, начать рассказ или главу романа без того, чтобы не глянуть на небо, не посмотреть, что делают солнце, луна и звезды и вся несказанная палитра небесного свода с изменчивым волшебством облаков».

Сочинение

1. Общие характеристики раннего творчества.
2. Главные темы периода.
3. Тема свободы человека на примере рассказов М. Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль».
4. Два начала в мировосприятии М. Горького.
5. «Люди дна» в творчестве писателя.
6. Пейзаж, как способ отображения суровой действительности.

Я в мир пришел, чтобы не соглашаться.
В. Г. Короленко

На рубеже XIX-XX веков имя М. Горького стало популярным не только в нашей стране, в России, но и в за рубежом. Его известность приравнивалась к таким литературным гениям, как А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко. Писатель старался обратить взгляд читателей, писателей, критиков и общественных деятелей на филосовско-эстетические проблемы жизни. Именно эти взгляды М. Горького и были отражены в его ранних произведениях.

Начало творческого пути М. Горького совпало с тем периодом времени, когда сам человек, по своей сути полностью обесценился, постоянно унижался, становился просто «рабом вещей». Такое положение и понимание человека, заставляло писателя во всех своих произведениях постоянно и упорно искать те силы, которые смогли бы освободить народ.) Впервые читатель увидел рассказ М. Горького «Макар Чудра» в 1892 году, который был напечатан в газете «Кавказ». Затем его произведения стали появляться и в других печатных изданиях: казанская газета «Волжский вестник», нижегородская газета «Волгарь». В 1895 году М. Горький написал такие известные произведения, как «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе». В 1897 году писатель уже сотрудничает и со столичными газетами «Русская мысль», «Новое слово», «Северный вестник».

В ранних стихах М. Горького сразу заметно их художественное несовершенство, но уже с самого начала литературной деятельности писатель показал себя, как новатор, как человек стремящейся «вмешиваться в жизнь». В стихотворении «Бей!», которое было написано в 1892 году, а опубликовано лишь в 1963, писатель призывает к борьбе со мраком, к боевой активности.

Пусть ад горит в моей крови
И сердце злобно плачет [в ней!]
Пустое! Все-таки живи,

И если руки могут, - бей!
Бей мрак, сковавший все кругом.

Писатель обращается к новому читателю из народа, «пытливого и жадного до жизни».Он относится к тем людям, которые недовольны современной им действительностью, существующей несправедливостью и стараются всячески изменить жизнь. Так главными темами раннего творчества М. Горького становятся тема соотношения добра и зла, силы и слабости, свободы и необходимости.

Ведущей темой у писателя является тема сопротивление действительности. Она раскрывается с помощью образов многих героев, которые противостоят реальности, не подчиняются общим правилам, стремятся найти истину и обрести свободу. Именно такими были герои блестящих произведений М. Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль».

В рассказе «Макар Чудра» герой, старый цыган, отрицает основы той жизни, которая обрекает человека на рабское существование. Этот герой - человек смелый, стремящийся к свободе и к изменению жизни в лучшую сторону.

В «Старухе Изергиль» эта же тема свободы усложняется. Здесь показано уже два пути к свободе. Данко отдает всего себя без остатка людям, он стремиться сделать их свободными. Герой умирает согрев своим сердцем других, именно эта великая любовь к людям способна творить чудеса. Такое проявление сильной личности в творчестве писателя видно во многих его героях, например, Сокол («Песня о Соколе», 1895 год), Буревестник («Песня о Буревестнике», 1901 год).

Но если путь для обретения свободы выбран неправильно, то это может привести к абсолютно противоположному результату. В образе Ларры-получеловека (сын орла и земной женщины) М. Горький показывает высшую степень человеческой гордости и вольнолюбия. Он «хотел иметь все и сохранить себя цельным» совершив преступление - убийство девушки, за что и был изгнан из общества. Казалось бы, Ларра приобрел долгожданную свободу, но свобода ценой несчастья других людей приносит лишь одиночество, тоску и пустоту: «Сначала юноша смеялся вслед людям... смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его. Но отец его - не был человеком. А этот - был человеком». И в итоге от Лары не остается ничего, одна только тоска. Мудрец был прав, когда сказал что: «наказание в нем самом».

Само мировосприятие М. Горького можно разделить на два начала, которые развиваются в самой личности. Первое - это стремление к пониманию правды жизни, хотя порой она жестока и несправедлива. Второе начало - желание отвлечься от этой правды и уйти от нее в какие либо романтические, спасительные мечты. У писателя эти две позиции выражаются в столкновении различных характеров героев, и они абсолютно противоположны по отношению друг к другу. К таким контрастным героям можно отнести Лару и Данко, Ужа и Сокола, Гаврила и Челкаша. Именно в диалоге двух таких разных героев раскрывается противоречивость самого мира. Поиск истины усложняется тем, что с одной стороны герои стремятся всегда быть правдивыми, как к самим себе, так и к самой жизни. Но с другой стороны они же видят на сколько сложно многим людям слышать и воспринимать правду. Так в пьесе «На дне» нет одного героя, который бы провозглашал истину. Здесь она рождается из множества голосов героев: Луки, Клеща, Сатина, Пепела.

Важное место в творчестве М. Горького занимает тема «бывших людей». Это люди, которые относятся к самым низам общества, и одновременно с этим в них присутствуют поистине высокие эстетические качества. Таковым является Челкаш в одноименном рассказе 1895 года. Этот персонаж отличается своей человечностью, открытой душой и независимостью. По словам М. Горького, босяки для него «необыкновенные люди». Писатель видел, что они живут намного хуже «обыкновенных людей», но при этом чувствуют себя значительно лучше их, так как они не жадные, не душат друг друга и не занимаются одним только накоплением денег.

В ранних произведениях для раскрытия общего колорита, эмоционального напряжения и волевых характеров героев, писатель использует прием описания пейзажа. Почти в каждом произведении М. Горького присутствует: всплеск волн, шум ветра, шелест кустов и деревьев, шорох листьев. Такие эпитеты помогают читателю понять все многообразие нашего мира, все его краски. В раннем творчестве писателя сложно провести границу между реальностью и вымыслом. М. Горький на страницах своих книг создает определенный художественный мир, который свойственен только ему. Читатель постоянно сталкивается то с образами стихий (бушующее море, отвесные скалы, дремлющий лес), то с животными олицетворяющими человека (Сокол, Буревестник), а главное с героическими людьми, действующими по зову сердца (Данко). Во всем этом и заключалось новаторство М. Горького - создание новой, сильной и волевой личности.